Ковчег Нового Завета

В воскресенье, 7 декабря, в храме преподобного Иова Почаевского вновь совершилось Евхаристическое богослужение — то самое таинственное восхождение Церкви к трапезе грядущего Царства, где Логос Божий собирает нас не великосветским приглашением, но силою Своего обещания: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века».

Евхаристия, совершаемая малой общиной на окраине большого города, становится откровением той истины, которую апостол Павел выразил не как метафору, но как онтологическое определение Церкви: мы — храм Бога Живого, мы — тело, приводимое в движение дыханием Духа Святого. И ныне, когда православный мир вспоминает Введение трехлетней Девы Марии во храм, мы снова увидели, что Ее жизненный путь есть пророческое зеркало судьбы всей Церкви: так же как Она стала новым Ковчегом Завета, вместившим в Себе полноту Божества, так и нам дано — при всей нашей немощи — стать местом Его обитания, своеобразной «скинией пустыни», в которой обитает Бог, ведущий Свой народ через пустыню в землю Обетования.

Праздник Введения раскрывает тайну веры: человеческое сердце может стать храмом, если в нем совершается та незримая Литургия, о которой говорил пророк Иезекииль, видевший, как Слава Господня возвращается в обновленный Храм. Богородица — как прообраз Церкви и пролог Воплощения — являет этот путь: от посвящения в глубине ветхозаветного святилища к рождению Того, Кто разрушит преграду между «святым» и «внешним», между небом и землей. И недаром в этот воскресный день мы чествуем Ее чудотворный образ «Знамение» — икону, где Младенец в лоне Девы изображен как Сам Логос. Образ «Знамения» — это богословие в красках: Бог не вне нас и не над нами, но в нас, как в сосуде, способном, вопреки своим пределам, нести Беспредельное.

Мы молитвенно помянули и сонм святых, чья память приходится в ближайшие к нынешнему воскресенью дни. Священномученик Климент Римский — первый покровитель Руси, тот, кто в час, когда юная Церковь готова была расколоться и погибнуть, одним словом любви и власти апостольской удержал ее от падения в бездну разделения и стал живым залогом ее единства во Христе. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский, чья вера стала мерилом богословской честности в эпоху арианских смут. Святитель Иннокентий Иркутский, явивший образ подлинного миссионера, который возвещает Евангелие не культурыми формами, а от верующего сердца. Великомученица Екатерина, носительница мудрости зристианской, превосходящей мудрость философов и риторов. Князья Александр Невский и Михаил Тверской, не как романтические фигуры истории, но как люди, умеющие хранить верность Богу в политическом хаосе своего века. Через память этих святых Церковь являет нам не музей добродетелей, а живую традицию — как бы множество дверей, ведущих в одно и то же пространство Царствия.

Так Евхаристия этого дня стала соединением трех миров: торжественного праздника Богородицы, тихой памяти святых, воплощающих разнообразие путей ко Христу, и нашей скромной общинной жизни, в которой Бог продолжает писать Свою книгу, ведь сегодня Бог привел в наш храм новых людей – Ирину и ее супруга. И если Церковь действительно есть «столп и утверждение истины», то каждый ее праздник — это не только воспоминание, но и встреча с тем, Кто делает нас храмом Своего присутствия. Поэтому и нам ныне сказано: входя в богослужение, мы входим в чертог Царя, приступаем к дару Спасения, участвуем в Трапезе Царствия, которая принадлежит Последнему Дню, но вкус которой дается нам уже сейчас. И потому, братия, пусть чтение житий святых и память о дивных делах Божиих не будет для нас приложением к духовной жизни: это и есть та нить предания, которая удерживает Церковь в Невечернем Свете, а сердце — в верности Богу Живому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *