В воскресенье, 9 ноября, в день престольного торжества нашей общины, мы собрались у ног Господа Иисуса Христа, чтобы совершить память нашего святого покровителя — преподобного Иова, игумена Почаевского, верного стража Церкви и подвижника Царства Небесного.
Как некогда званые на брачную вечерю Царя (Мф. 22:2–4), мы откликнулись на Его призыв и приступили к Таинству Евхаристии, вкусив и узрев благость Господню (Пс. 33:9). В этой Чаше мы не просто приняли дары, но были вновь собраны Самим Христом в одно Тело, ибо «один хлеб, и мы многие — одно тело, потому что все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17).
На богослужении были прочитаны особые тексты Священного Писания: из Апостола — 1 Кор. 12:12–13, 24–31 и из Евангелия — Мф. 5:13–20. В своем слове после чтения Евангелия священник показал нам, что эти тексты раскрывают подлинный смысл христианского единства и общинной жизни. Апостол Павел говорит: «Как тело одно, но имеет многие члены, так и Христос» (1 Кор. 12:12). В этих словах открывается тайна Церкви как живого организма Святого Духа, где различие служений и даров не разрушает, а раскрывает единство. Подобно тому как в теле нет ничего избыточного, так и в церковной общине каждый член нужен, ибо Дух распределяет каждому как Ему угодно (1 Кор. 12:11). Преподобный Иов явил этот образ церковной жизни: он не искал личного совершенства вне общины, но жил для нее, трудился и страдал в ней и ради нее, становясь живым сосудом общей благодати. Он — не просто святой в ряду подвижников, но воплощенная икона Церкви, свидетельствующая, что святость не индивидуальна, а соборна.
Евангелие этого дня раскрывает тему общинного служения в образах «соли земли» и «света мира» (Мф. 5:13–14). Эти слова не о человеческой инициативе, но о благодати, действующей через верных. Христос говорит о литургическом смысле соли: во всякой ветхозаветной жертве солью совершалось освящение приношения (Лев. 2:13). Теперь же сами Христовы ученики становятся этой солью, через них мир приобщается святости и получает вкус к жизни в Боге. Соль делает приношение пригодным для алтаря — так и смысл жизни христианина в том, чтобы освятить мир сей, посвятить его Богу, возвысить его до истинной литургийности. И свет христиан сияет не от себя, но от Солнца Правды (Мал. 4:2). Так и наша малая община, хотя внешне скромна и не многолюдна, уже тем самым свидетельствует о победе света над тьмою: ведь где совершается Евхаристия, там соприсутствует Царство, где братия приобщаются Чаше, там уже действует воскресение. Поэтому слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми…» (Мф. 5:16) — это призыв не к внешнему действию, а к тому, чтобы сама жизнь, преображенная благодатью, стала евхаристическим свидетельством о Боге.
Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Исполнение — не отмена формы, а ее преображение любовью. Так и Церковь, верная Преданию, не хранит мертвую букву, но дает ей дыхание Духа. Преподобный Иов жил именно этим исполнением: его вера не была реакцией на прошлое, а живым присутствием вечного. Он показал, что подлинная традиция — это не цепь воспоминаний, а непрерывное дыхание Святого Духа в теле Церкви.
Церковь — не организация и не союз единомышленников, но семья, рождаемая из Чаши Христовой. В ней каждый живет не сам по себе, а во Христе и ради других (Рим. 14:7–8). Потому и преподобный Иов не далекий от нас святой, но собрат в подвиге, стоящий ныне среди нас как ходатай и отец, молящийся, чтобы вера, которую он хранил, осталась живой и в нас. Его жизнь — образ святости общинной, где никто не спасается один, но каждый поддерживает другого, чтобы «все достигли единства веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:13).
Празднуя день нашего небесного покровителя, мы благодарим Бога, что Он вновь собрал нас в единое Тело, освятил нас Своей Кровью и призвал к святости по Своей благодати. Пусть же и впредь, под покровом преподобного Иова, наша община будет местом, где соль не теряет силы, где свет не угасает, и где любовь остается законом и дыханием всего. Ибо «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) — Христос, Глава Церкви, соединяющий земное с небесным, время с вечностью, и каждого из нас — в Собор Своего Тела.
После Литургии община собралась за общей трапезой, продолжая то, что началось у Престола. Евхаристия по своей природе выходит за пределы богослужения: она требует воплощения в общинной жизни, где благодарение становится формой бытия. Святитель Иоанн Златоуст напоминает: «Не только в храме, но и вне его мы должны быть едины». Поэтому и трапеза после Чаши — не дополнение к празднику, а его естественное продолжение, выражающее ту же тайну единства во Христе.
Так исполнились на нас слова Писания: «Познали Его в преломлении хлеба» (Лк. 24:35). Христос остается посреди Своих учеников — не только в храме, но и там, где верные соединены памятью о Нем даже в обыденных делах. В этом — подлинный плод праздника: не внешнее торжество, а продолжение Литургии в общинной верности и взаимной собранности во Христе.
Господь собирает нас в одно тело, дает каждому свое служение и делает даже малую общину местом присутствия Своего Царства. «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27): это слово апостольское и стало итогом всего праздника — напоминанием, что наша община живет, пока в ней действует Дух единства, любви и верности Христу.