Торжество Всех Святых в общине преп. Иова Почаевского

15 июня, в первое воскресенье после Пятидесятницы, когда Церковь Христова празднует торжество Всех Святых — соборную полноту плодов Духа, раскрытую в человечестве, преображенном благодатью, — община святого Иова Почаевского вновь собралась на служение Божественной Евхаристии, которая стала явлением полноты — как святости и единства христиан, так и человеческой боли, принесенной ко Христу.

Евхаристия среди первенцев Царства

Это была Литургия особой памяти, как и подобает этому дню. Ведь мы вкушали Тело и Кровь Христову среди тех, кого Сам Господь избрал как первенцев Своего царства: мучеников, исповедников, безмолвников, пастырей, женщин и мужей, детей и старцев, — всех, в ком явилась сила Креста. В их славе мы предвкушаем собственное звание и звание каждого человека, призванного ко святости: «Будьте святы, ибо Я свят» (1 Петр. 1:16).

Святость, которую мы чествуем, — не архаическая реликвия, а живая форма присутствия Бога в мире. Мы не просто вспоминаем святых, мы соединяемся с ними в Таинстве: в одном Теле, в одном Духе, в одной Чаше. Они — уже в славе; мы — еще в пути, но празднуем вместе, в одной Литургии.

Дар братской встречи в Духе

С нами разделили эту святую радость и некоторые из наших испаноязычных братьев — друзей общины, которые оказались по пути к своим родителям, чтобы вместе с ними отметить традиционный для Аргентины  День Отца. Их прибытие мы восприняли как тихий дар Божий, как живое напоминание о том, что Церковь — это всегда не только община молящихся, но и место встречи, принятия, гостеприимства. Их присутствие наполнило нашу молитву новым звучанием, как бы добавив новый аккорд к гармонии плодов святости Духа Божия.

Скорбь и надежда, принесенные в Чаше

Но день этот был и в чем-то скорбен. Настоятель нашей общины, служивший за престолом в молитвенном сосредоточении, нес в сердце печаль о своей родной сестре, недавно госпитализированной и ожидающей операции. Эта скорбь — не вне Евхаристии, но внутри ее: как внутрь Чаши мы приносим не только благодарение, но и все страдание мира, все боли семьи, все тревоги человеческого сердца. Мы веруем, что Христос Сам — наш Заступник, и в Евхаристии соединяет нас не только с Царством, но и с несущими крест.

Слово о Святом Корне

Во время Литургии Слова, были прочитаны особые отрывки из Священного Писания, указывающие на полноту святости как на плод и цель Пятидесятницы: Послание к Римлянам 11:16b–24, 28–36 и Евангелие от Иоанна 15:1–17. После чтений наш священник произнес проповедь, раскрывая смысл праздника через образ Церкви как живого Древа, насажденного у источника вод (Пс. 1:3; Иерем. 17:7-8; Откр. 22:1-2).

«После Пятидесятницы, — сказал настоятель храма, — Церковь празднует не просто историческое воспоминание сошествия Святого Духа, но полноту и результат Его действия — торжество всех святых, явление нового человечества, которое возросло из единого Корня — Христа».

Обращаясь к апостольскому чтению, проповедник отметил, что святость в Церкви есть не достижение, но врастание в Христа, в этот святой Корень, питающий каждую ветвь живым Соком — Духом: «Быть святым — это не столько достичь, сколько прирасти. Не индивидуальное достижение, а таинственное вживление в Богочеловека… Святость — не сверхнорма, а полнота нормальности в Боге».

Толкование Евангелия от Иоанна дополнило образ: Христос — истинная Лоза, мы — ветви. Жизнь святых — не автономное сияние, но отражение Света, в котором они пребывали: «Святые — это аргумент в пользу того, что Христос действительно пребывает в Своей Церкви, что Дух действует, и что заповедь любви не утопия, а реализуемый путь». Святые Божии — это мы, собранные на Евхаристию. Это Церковь, внемлющая Слову и служащая Проповеди. Это те, кто, будучи ветвями Лозы, приносят плод веры и любви. Это всякий, кто не живет для себя, но пребывает в Другом. Это человек, отдающий хлеб, прощающий обиду, несущий крест и остающийся в истине.

В завершении проповеди, прозвучал гимн апостола Павла: «О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия!..» (Рим. 11:33) — как богословская кульминация торжества. Святые, как было сказано, — не исключение, а предвосхищение нас самих, в Духе Святом. Они — доказательство того, что благодать действенна, что Евхаристия плодоносна, и что Пятидесятница не закончилась. Святость — это не исключение, а образ жизни Церкви. Не отвлеченный идеал, а конкретная причастность Христу. Не заслуга, а дар, принятый и реализованный в любви.

Радость братского общения

За братской трапезой после Литургии мы поздравили нашего брата Юрия с Днем Рождения — благодарили Бога за дар его жизни и верности Церкви. По установившейся традиции, мы пропели ему «Многолетие» как молитву о продолжении пути в благодати. Юрий разделил с нами радость, угостив тортом с dulce de leche — простой, но теплый жест любви, который, без слов, выразил суть евхаристического братства. Особенно трогательно было видеть, как с детской радостью к угощению потянулась наша обаятельная испаноязычная сестра Вера, тем самым напомнив нам, что святость начинается с благодарности и простоты сердца.

Так празднование Дня Всех Святых становится пророчеством: время, искупленное Христом, не теряет своей преходящей природы, но открывается навстречу Вечности. И когда мы поем «Многолетие» брату, преломляем хлеб, слышим Евангелие, разделяем радость и боль — мы живем внутри тайны, где каждое мгновение может быть наполнено нетленным Светом.

Царство Вечности внутри истории

Так мы праздновали День Всех Святых — не вне времени, но внутри него, пронизанного Вечностью. Потому что Церковь не убегает от мира, но вводит в него семена нетления. Евхаристия совершается «во время», но открывает «больше, чем время» — она есть явление Царства внутри истории. Память о святых — не уход в прошлое, а вхождение в пространство, где прошлое, настоящее и будущее соединены в Лице Вечного.

Это и есть путь Церкви: не бежать от времени, а преображать его изнутри. Не отменять историю, а спасать ее — во Христе, Который есть Царь веков, «Вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И потому день празднования всех святых — это и наш день. День тех, кто еще не дошел, но уже включен. День времени, открытого к Вечности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *