«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей…» (Ин. 7:37).
В этот воскресный день, 8 июня, когда Святая Церковь воспоминает Сошествие Святого Духа на апостолов, мы — община Иова Почаевского — собрались на Литургию, чтобы вкусить не только Хлеб и Вино, но дыхание Самого Животворящего Духа. Мы пришли не просто «на праздник», но в предстояние пред Лицом Того, Кто и Сам есть Торжество — Свет от Света, Исходящий от Отца Дух Истины.
Литургия Слова: «Отец даст вам другого Утешителя…»
В этот день Евангельское чтение было составлено из трех отрывков, формирующих образ действующего в Церкви Духа Святого:
- Ин. 7:37–39а — Христос на празднике Кущей говорит о Воде Живой в подтверждение слов пророка Исайи (Ис. 55:1).
- Ин. 14:15–17, 25–27 — Он говорит о Духе Истины, Который «пребудет с вами вовек».
- Ин. 16:7–15 — Господь объясняет, что Утешитель откроет Истину, прославит Сына и обличит мир.
В проповеди, произнесенной после чтения, звучала мысль:
Дух Святой — не “следствие” Христова Вознесения, но совершение Его присутствия. Христос ушел телесно, чтобы быть во всех духом. Пятидесятница — не память, а реальность; не только начало Церкви, но ее дыхание.
Мы задумались: каждый ли из нас жаждет так, как те, кому было обещано: «из чрева его потекут реки воды живой» (Ин. 7:38)? Не боимся ли мы сей Воды, потому что она смывает не только нашу скверну, но и нашу иллюзию устойчивости?
Евхаристия: «Общение во Святом Духе»
В таинстве Евхаристии мы вкусили не просто освященный Хлеб и Вино — мы стали причастниками Тела, в Котором живет Дух. Мы вновь услышали и осознали, что Евхаристия — это не столько о Тайной Вечери, сколько о милосердии Господа нашего Иисуса Христа, любви Бога Отца и общении во Святом Духе (2 Кар. 13:13).
И тогда мы вспомнили слова святого апостола Павла: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).
Это значит: каждый наш «аминь», каждое коленопреклонение, каждый жест веры совершается нами только тогда, когда мы движимы Духом, живущим в нас (2 Петр. 1:21; 1 Кор. 3:16).
Так мы вошли в таинственную реальность: Церковь — это не организация и не собрание единомышленников, а живое Тело, в котором дыхание — не воздух, а Дух Божий.
Коленопреклонение: «И дам вам сердце новое…»
После Причастия наступил тот момент, которого мы ждали с Пасхи: впервые преклонили колена.
В паремии, прочитанной нами, мы услышали слово Иезекииля о той Воде Жизни, о которой говорил Господь во Храме: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь… И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам…» (Иез. 36:25–26).
Это был момент внутренней тишины, в которой мы переживали, что Сошествие Духа не гром, а молитва; не зрелище, а очищение; не “эффект”, а новое сердце. Мы молились вместе, но и каждый в одиночку, как нищий, взывающий к Духу, Который может соединить нас в Единое Тело Церкви.
Присутствие и чувство пустоты
На богослужении были новые лица — мы не знали их раньше, но познакомились только что и увидели в них ту же жажду Духа, которой томимы и сами. Видели неравнодушие, внимательность, движение души.
Но с нами не было тех братьев, кого мы ждем с Пасхи. Мы почувствовали их отсутствие как пустоту рядом с собой. И все же мы верим: Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8), и тех, кого мы потеряли на время — Он может вернуть в свое время.
Трапеза: «Они пребывали в общении, преломлении хлеба и молитвах…»
После Литургии и молитв мы вышли во двор, где на открытом огне уже жарились традиционные аргентинские asado и chorizo, шипел сыр provoleta, разносились горячие empanadas, свежий хлеб, салаты и домашняя выпечка.
Это была не просто трапеза — но продолжение Литургии. Потому что мы верим, как Церковь всегда верила: «Где Дух — там свобода» (2 Кор. 3:17); где Дух — там правда и мир и радость, там принятие, там братство (Рим. 14:17).
Мы аплодировали нашему асадору, мы говорили, мы слушали, мы молчали. Кто-то исповедал свою веру словом, кто-то — объятием, кто-то — заботой или просто присутствием.
Такое воодушевление, какое мы испытали в этот раз, бывает редко. Но в такие моменты понимаешь: Церковь — не здание, а встреча. Не система, а дыхание. Не формальность, а дар быть вместе с Богом и друг с другом.
«Когда же придет Он, Дух Истины… Он наставит вас на всякую истину…» (Ин. 16:13)
Пятидесятница не завершилась с последней молитвой. Мы унесли ее с собой — в тихом утешении, в надежде на полноту, к которой мы только начинаем приближаться, в жажде быть вместе. Для нас открылась эта истина — быть Церковью!
И вот теперь мы молимся так: «Утешитель и Дух Истины! Приди и живи среди нас, очистив нас от всякого греха, и по благости Своей усовершая ко спасению души наши».