14 мая, в день празднования Преполовения Пятидесятницы, в храме Иова Почаевского было совершено освящение воды.
Между Светоносным Воскресением Христа и Излиянием Огня на апостолов в Сионской горнице, свершается таинственный и почти безмолвный праздник Преполовения Пятидесятницы. Он не столь торжественен, как Пасха, и не столь явен, как Пятидесятница, но именно в этом — его глубина.
Праздник Преполовения — это не просто половина пути от Пасхи к Пятидесятнице; это мистический водораздел между Откровением Жизни и излиянием Духа. Именно в этот день наша община собрала воды мира, чтобы они вновь стали Водами Церкви. Мы освятили воду — как некогда освящал ее Христос в Иордане, как Моисей исцелял горькие воды Мерры, как Елисей очищал источник Иерихона солью, как бурлил источник в Вифезде, когда Ангел нисходил для исцеления. Но нынешнее водоосвящение разительно отличается по смыслам от всех перечисленных: в читаемом за богослужением Евангелии речь идет о излиянии Духа Святого.
Сегодня мы слышим глас Христов: «Если кто жаждет, пусть придет ко Мне и пьет» (Ин. 7:37). Христос возвышает голос в храме — не в пустыне, не на горе, но в самом сердце богослужебной жизни Израиля. Он являет Себя как Источник, как исполнение древнего Закона, как Вода, нисходящая с Небес. Именно в дни иерусалимского праздника, когда из источника Силоам в храм торжественно вносилась вода, Христос открывает Себя: Он есть Живительная вода, вкусив которой уже не возжаждешь вовек (Ин. 4:13-14), ибо «Из чрева его потекут реки воды живой» (Ин. 7:38-39) — так апостол Иоанн указывает на Духа, Которого надлежало принять верующим.
Вода, освящаемая ныне, есть знак того, что все творение призвано к преображению. Она есть образ и орудие спасения: и в дни потопа, и при Исходе, и в Крещении, и в Таинствах Церкви. Вода, как материя мира, как предел и граница, становится носителем благодати: огнем Духа Святаго она преображается в дар нетления.
Мы — существа жаждущие. Не только телом, но глубже — духом. И потому не просто вкушаем воду — мы причащаемся ее освящения. Через нее Дух касается нашей плоти, в тело, которое ею омывается, в душу, которая ею утешается, пронизывает наш быт и освящает нашу повседневность. Освященная вода Преполовения есть благодатный отклик на зов Христов: «Приидите и почерпите воду бессмертия».
В этот день Преполовения мы исповедуем: Христос — Источник жизни. Не метафора, но реальность. Он Сам, открывший Себя Самаряныне как Живую Воду. Он — Тот, Кто отдает Себя нам в Литургии, как Жизнь и как Дух. И как некогда в Сионе был слышен Его глас, так ныне — в храме святого Иова Почаевского среди малого числа верных — звучит то же Слово: Жаждущий да придет!
И вот — в этом обряде водоосвящения мы слышим вызов, обращенный ко всем нам: жаждем ли мы Жизни? Взыскуем ли мы Духа? Слышим ли мы Источник истинной жизни, призывающий нас к полноте единства во Святом Духе?