Проповедь в Неделю четвертую Великого поста, произнесенная после прочтения Евангелия о Милосердном Самаритянине

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, возлюбленные участники Небесного призвания!

Только что мы с вами внимали притче Господа нашего Иисуса Христа о Милосердном Самарянине (Лк. 10:25–37). Эта притча не только раскрывает суть любви к ближнему, но и несет в себе глубокий богословский смысл, который особенным образом раскрывается в контексте Великого поста.

Мы хорошо знаем ее смысл, помним контекст, и каждый из нас делает для себя актуальный вывод. Но давайте сейчас всмотримся в эту притчу взором святоотеческого осмысления.

Притча начинается словами: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон». Этот человек — образ Адама, а вместе с ним и всего человечества, оставившего рай Иерусалима и идущего в падший мир. Мы видим, что на пути его встречают разбойники — это образ греха и смерти, которые изранили и искалечили наше естество, отняли одежду благодати и оставили страдать (страсти). Таково наше состояние без Бога — духовная немощь, поврежденность грехом, удаленность от Источника жизни.

Мимо проходят священник и левит, но не помогают пострадавшему. Священник символизирует Моисея и Аарона, которые дали народу Закон, а левит — пророков. Закон Моисеев, данный людям, не мог исцелить греховную природу человека. Пророки, возвещая истину Божию, указывали путь, но не могли спасти человека от духовной смерти. И тогда приходит некто третий — Самарянин. И это Сам Христос, Которого мир отверг, но Который пришел исцелить падшего человека.

Самаритянин «сжалился» над сим человеком, как и во многих местах Евангелия говорится, что Христос, видя страждущих, преисполнялся сострадания. Он «перевязал ему раны, возливая масло и вино» — это образ таинств Церкви, которыми Христос исцеляет наши души. Масло — это миро благодати, даруемое в Таинствах, а вино — символ Его пречистой Крови, которую Он пролил за нас.

Далее Самарянин «посадил его на своего осла» и привез в гостиницу. Как трудолюбивый смиренный ослик, Христос несет  на себе бремя человеческого естества, Он, как Добрый Пастырь из притч, берет нас, Свое потерянное овча, на собственные плечи и возвращает к благим пажитям. А гостиница — это Святая Церковь, где каждому из нас открываются двери ко спасению.

В притче говорится, что Самарянин оставляет два динария содержателю гостиницы и обещает восполнить все издержки при возвращении. Это два Завета — Ветхий и Новый, которые Господь дал людям для спасения. А Его возвращение — это ни что иное, как образ Второго Пришествия.

Эта притча повторяет и углубляет темы предыдущих недель Великого поста, данных нам в текстах Триоди и чтениях Иерусалимского лекционария. В Неделю о блудном сыне мы видели путь покаяния, в Крестопоклонную неделю — Жертву Христову, а теперь, в Неделю о Милосердном Самарянине, мы видим плоды этой Жертвы — спасение падшего человечества.

Дорогие братья и сестры! Друзья! Великий пост — это время, когда мы, осознавая свою духовную немощь, имеем возможность обратиться ко Христу, как раненый путник — к Милосердному Самарянину. Он готов исцелить наши души, дать нам силу преодолеть грех и возвести нас из этого мира в Царство Небесное. Но и мы, в свою очередь, должны уподобляться Ему, проявляя милосердие к ближним, не проходя мимо чужого горя и нужды.

Пусть Господь укрепит нас в прохождении поприща поста, дарует нам силу бороться с грехом и усвоить в своей жизни эту евангельскую истину о милосердии.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *