В первое воскресенье Великого поста, называемое Торжеством Православия, наша малая община молитвенно отметила важные вехи церковно-богослужебного календаря. Праздник торжества Православия, установленный в IX веке в память о восстановлении почитания икон, символизирует победу истинной веры над ересями и укрепляет православных христиан в исповедании веры.
Торжеством Православия не исчерпываются темы первого воскресенья Великого Поста. Богослужебные тексты несут на себе следы разных эпох и локаций, а также древних уставов и традиций. Так, например, в этот день настоятель храма обратил наше внимание на память Моисея, называемого Боговидцем и Законодателем, и с ним пророков-писателей, а также на воспоминание притчей Христа о потерянной драхме и заблуждшей овце.
Историческая и духовная основа праздника
В древности, согласно Иерусалимскому уставу, первое воскресенье Великого поста было посвящено памяти пророка Моисея и пророков-писателей. Это связано с тем, что в этот период за богослужением читаются многочисленные тексты из Ветхого Завета, служившие подготовкой для катехумената — новых христиан, готовящихся принять крещение. Эти чтения помогают верующим глубже осознать значение Божественного откровения и предвосхищают приход Мессии.
Кроме того, особое внимание уделяется теме спасения заблудших. В этот день читаются притча о потерянной овце (Лк. 15:1–10) и свидетельство апостола Павла о «приятии всеми» той мысли, что Христос пришел спасти погибающих (1 Тим. 1:12–17). Эти тексты подчеркивают безграничную любовь Бога к людям и призыв к покаянию. Они органично соотносятся с постом как временем очищения и духовного возвращения.
Константинопольская практика торжествовать победу Православия над иконоборчеством и прочими ересями и расколами органично вписалась в этот древний богослужебный строй Иерусалимской традиции. Поэтому так проникновенно и цельно прозвучала молитва за Церковь: «Пастырям Церкви Твоей даруй, Владыка, святую ревность и попечение в духе Евангелия о спасении и возвращении в лоно святой Церкви заблуждающихся братий наших».
Молебен Торжества Православия: единство веры и благодарность Богу
После Божественной литургии был совершен традиционный Молебен Торжества Православия, который включает чтение особого текста, прославляющего Троицу и утверждающего незыблемость веры. В этом молебне отражена вся история спасения:
Эдем и Протоевангелие: Упоминание о прародителях и обещании спасения в Эдеме отсылает к первым страницам Библии (Быт. 3:15): «Сей есть Бог наш, Который утвердил на незыблемом камне веры возлюбленное Свое достояние – Святую Церковь, ибо утешая истинным Своим обетованием наших прародителей, отпавших через нарушение заповеди, Он еще в Эдеме положил её основание».
Ветхий Завет: Призывы к верности вере отцов и пророков подчеркивают преемственность и глубину традиции: «Сей есть Бог наш, Который ведет нас ко спасительному обетованию и не оставляет нас в неведении о Себе, но желая, чтобы провозглашено было о спасении, изначала через жития отцов и глаголы пророков живописал его различными образами».
Упоминание о том, что Бог «живописал» истину через образы, можно соотнести с иконопочитанием: иконы воспринимаются как зримое выражение невидимой истины. Это утверждение поддерживает православное учение, окончательно закрепленное на Седьмом Вселенском Соборе в 787 году.
Новый Завет: Особое внимание уделяется воплощению Сына Божьего и проповеди апостолов как центральным событиям христианской веры: «Сей есть Бог наш, Который от дней древних многократно и многообразно говорил через отцов и пророков, в последние же дни сии говорил нам в Сыне, через Которого и веки сотворил. Именно Сын возвестил нам Отчее благоволение, открыв небесные тайны, уверив нас силой Святого Духа в истине благовествования. Он послал апостолов по всему миру проповедовать Евангелие Царствия, утверждая и укрепляя его различными силами и чудесами».
Символ веры и свидетельство неизменности учения
Когда прозвучали слова: «Сему спасительному Откровению следуя и сие Святое Евангелие сохраняя, мы об этой истине свидетельствуем и сию веру исповедуем» — все, как одни уста и одно сердце, спели Символ веры, начав его не с обычного «Я верую», но с подчеркивающего единомыслие всего собрания «Мы веруем». После молитвы за Церковь и провозглашения Божия величия: «Кто из богов велик, как Бог наш, Единый творящий чудеса?!», Который «явил среди народов величие Свое и избавил от притеснения Церковь Свою», Который «как Пастырь ведет людей Своих рукою Иерея по чину Мелхиседека», — Символ веры звучал как утверждение чистоты и неизменности православного учения, напоминая верующим о важности хранения истины, переданной отцами Церкви нам, современным христианам.
Эсхатологическая надежда: ожидание Царства Божия
Текст Молебна обращает внимание и на эсхатологическую перспективу — ожидание грядущего Царства Божия. Упоминание об «истине благовествования» и Евангелии Царствия напоминает верующим о конечной цели их пути — вечной жизни во Христе и деятельного ожидания грядущего Царства Божия «Да святится Имя Твое в нас, да грядет Царство Твое в Духе, да исполнится воля Твоя в полноте». Эта мысль как нельзя кстати актуализируется в период постового подвига!
Значение праздника для верующих Аргентины
Торжество Православия стало для прихожан храма Иова Почаевского в Аргентине временем духовного укрепления и напоминанием о ценности православной веры. В условиях удалённости от исторических центров Православия этот праздник помогает верующим ощущать единство с Церковью, как на местном, так и на вселенском уровне. Участие в богослужении, молитвы и чтение Священного Писания способствовали углублению постового настроя и подготовке к дальнейшему прохождению Великого поста.